История началась с группы PLAVE — пяти виртуальных парней в аниме-стиле, которые существуют только в цифровом мире, но за каждым из них стоит живой исполнитель. Используя технологии захвата движения, реальные артисты оживляют своих аватаров, вкладывая в них голос, движения и эмоции.
У пикселей теперь есть права: как виртуальные айдолы изменили корейские законы о клевете

Как пиксели стали людьми
В июле прошлого года один пользователь соцсетей решил, что можно безнаказанно троллить виртуальных айдолов. Он публиковал издевательские видео, называл участников группы уродливыми и осыпал их перформансы оскорблениями с матом. Думал, что цифровые персонажи — это просто картинки, а значит, никто не пострадает.

Революционное решение суда
Но 14 мая 2025 года судья Чан Ю Джин вынесла вердикт, который перевернул представления о правах в метавселенной: «В эпоху метавселенной аватар — это не просто виртуальное изображение, а средство самовыражения, идентичности и социального общения. Клевета против аватара может нарушить внешнюю честь реального пользователя».
Каждый участник PLAVE получил компенсацию в 100 тысяч вон (примерно 6 тысяч рублей — приим. ред.). Сумма символическая — агентство требовало 6,5 миллиона вон (почти 370 тысяч рублей), но главное не деньги, а прецедент.

Что это значит для будущего
«Это устанавливает прецедент, что клевета против аватара может рассматриваться как клевета против исполнителя», — объясняет Но Хён Бо, главный юрист агентства Vlast. По его словам, решение стало поворотным моментом для стремительно растущей индустрии виртуального контента в Южной Корее. Раньше виртуальных айдолов защищали только как интеллектуальную собственность — активы, принадлежащие компаниям. Теперь граница между цифровым активом и человеческой личностью становится размытой.
Дилемма цифрового клона
«Признание судом нарушения личных прав, основанное на идее, что аватары — это цифровые клоны исполнителей, показывает их двойственность как персоны и собственности одновременно», — комментирует Чон Чи Хэ, исследователь из Университета Пердью. Внешность, концепция и мир аватара создаются и защищаются авторским правом компании. Но именно индивидуальное исполнение и личность артиста вдыхают жизнь в персонажа.

Новая эра цифровых прав
Это первое решение в Южной Корее, которое рассматривает вред, нанесенный виртуальной фигуре, как атаку на достоинство реального человека. В эпоху, когда реальное и виртуальное все больше смешиваются, такие прецеденты закладывают основу для будущего законодательства.
Хотя похожие решения выносились в Японии касательно виртуальных ютуберов, южнокорейский вердикт может иметь более широкие последствия из-за цифровой повестки правительства. Предыдущая администрация представила «Цифровую декларацию прав», которая обещала защищать достоинство и самовыражение даже в виртуальных средах.
Что дальше?
Эксперты предупреждают: правовая система Кореи все еще не имеет четких определений для аватаров и ИИ-личностей. «Если аватарам будут предоставлены личные права, даже пародия, сатира или споры между пользователями могут однажды считаться нарушением прав», — предостерегает Чон.
Но главный вывод очевиден: правовой статус аватаров начинает защищаться как продолжение прав человека. В мире, где цифровое и реальное сливаются воедино, это решение создает основу для регулирования прав и обязанностей цифровых существ.