Как самому разрушить негативный шаблон поведения: отрывок «Прощай, негатив!»

Что делать, если вы постоянно ловите себя на одних и тех же разрушительных моделях поведения? Новое направление в психологии — схема-терапия — предлагает эффективные инструменты самопомощи, которые помогут распознать негативные паттерны и избавиться от них. Представляем посвященную этому направлению книгу «Прощай, негатив!» от издательства «Альпина Паблишер» и делимся отрывком.
Редакция АЙДОЛА
Редакция АЙДОЛА
Как самому разрушить негативный шаблон поведения: отрывок «Прощай, негатив!»
АЙДОЛ

О чем книга «Прощай, негатив!» Гитты Джейкоб, Ханни ван Гендерен и Лауры Зибауэр

Знакомо ли вам чувство, когда вы снова и снова наступаете на одни и те же грабли? Обижаетесь на мелочи, зависите от мнения окружающих или впадаете в детское состояние в самый неподходящий момент? Книга «Прощай, негатив!» трех опытных психотерапевтов — Гитты Джейкоб, Ханни ван Гендерен и Лауры Зибауэр — может стать вашим проводником в мир схема-терапии, инновационного метода психологической самопомощи.

В отличие от классических подходов, авторы фокусируются на идентификации «режимов» поведения, сформированных в детстве и юности, которые продолжают влиять на нашу взрослую жизнь. Особенно интересен взгляд на «детские режимы» – состояния, в которых взрослый человек реагирует на ситуации с детской непосредственностью, теряя способность воспринимать точку зрения другого.

Почему стоит прочитать книгу «Прощай, негатив!»

Что делает эту книгу по-настоящему ценной — это практический подход. Вместо сухой теории авторы предлагают реальные кейсы, упражнения по визуализации образов и наглядные иллюстрации. Например, для установления контакта с внутренним Уязвимым Ребенком предлагается совершить воображаемое путешествие в прошлое, связывая текущие эмоции с воспоминаниями. Это помогает не только осознать источник проблемы, но и найти эффективные способы изменить привычный образ мыслей.

Благодаря доступному языку и наглядным материалам, даже сложные психологические концепции становятся понятными для читателя без специального образования. Это делает «Прощай, негатив!» отличным стартом для тех, кто хочет разорвать круг негативных паттернов и открыть дорогу позитивным изменениям.

Отрывок из книги «Прощай, негатив!» от издательства «Альпина Паблишер»

Детские режимы

Каждый человек иногда чувствует себя ребенком или ведет себя как ребенок. Однако большинству людей удается контролировать детское поведение в ситуациях, когда оно неуместно. Детские режимы — следствие восприятия мира и окружающих, которое похоже на их восприятие детьми. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, ему бывает трудно оценить и принять точку зрения другого человека. Взрослые, страдающие от детского режима, испытывают подобные же трудности. Кроме того, в детском режиме ваши реакции напоминают поведение ребенка. Как и ему, вам бывает трудно контролировать импульсивные реакции — вы можете заплакать во время неприятного разговора с начальником или хлопнуть дверью, поссорившись с партнером.

  • Детские режимы активируются, когда человек испытывает сильные эмоции, не обусловленные полностью конкретной ситуацией. В детском режиме такие чувства, как грусть, гнев, стыд или ощущение одиночества, обострены. Избавиться от них бывает очень трудно.

Детские режимы обычно запускаются, когда мы чувствуем себя отвергнутыми и одинокими или подвергаемся давлению. При этом нам кажется, что удовлетворение наших базовых человеческих потребностей, таких как потребность в привязанности, безопасности или самостоятельности, оказывается под угрозой, даже если на самом деле это не так. Может быть, вашего друга не устроила дата, когда вы собирались вместе с ним посмотреть фильм, которого с нетерпением ждали. Реагируя в детском режиме, вы можете почувствовать сильное разочарование, ощутить себя отвергнутым и нелюбимым или рассердиться. Если вы реагируете как взрослый человек, то сможете понять причину, по которой друг отменил просмотр, и вспомнить, что он всегда заботится о вас. Но в детском режиме вас переполняют эмоции, вы обливаетесь слезами или замыкаетесь в себе.

Базовые эмоциональные потребности

Базовые эмоциональные потребности играют важную роль в жизни людей. Однако они могут различаться по интенсивности. В схема-терапии мы рассматриваем пять базовых эмоциональных потребностей (Young, Klosko, & Weishaar, 2006):

  1. Потребность в привязанности и безопасности. Человек нуждается в том, чтобы чувствовать, что рядом есть другие люди. Потребность в привязанности связана с потребностью в чувстве безопасности, ощущением стабильности, внимания к себе, любви и принятия окружающими.
  2. Потребность в независимости, ощущении компетентности и чувстве идентичности. Человек нуждается в том, чтобы понимать, чтó делает его тем, кем он является, и каковы его способности.
  3. Потребность в свободном выражении своих важных потребностей и чувств.
  4. Потребность в радости, удовольствиях и ощущении беззаботности.
  5. Потребность в разумных ограничениях. Детям особенно важно знать свои ограничения и принимать разумные ограничения, установленные другими.

Людям, страдающим от психологических проблем, часто бывает трудно удовлетворять базовые эмоциональные потребности.

У людей, страдающих от эмоциональных проблем, детские режимы обычно проявляются особенно интенсивно. Самые незначительные вещи могут вызвать сильные отрицательные эмоции, даже если объективно ничего не произошло. Помните, как однажды коллега не похвалил вашу новую стрижку? Скорее всего, он просто не заметил ее или ему было все равно, так как он был занят. Ярко выраженный режим «Уязвимый Ребенок» заставит вас почувствовать себя одиноким и нелюбимым. В данной главе мы объясним, почему у некоторых людей так легко активируются детские режимы.

Три вида детских режимов. В рамках концепции схема-терапии выделяется три вида детских режимов. Во-первых, это режим «Уязвимый Ребенок», связанный с подавленными или тревожными чувствами, такими как стыд, ощущение одиночества, беспокойство, грусть или боязнь угрозы. Во-вторых, это режим «Рассерженный Ребенок», или «Импульсивный Ребенок». В этом режиме люди обычно впадают в ярость, гнев, начинают действовать импульсивно, становятся неуправляемыми. Импульсивное поведение проявляется в том, что человек совершает поступки без учета ситуации и возможных негативных последствий. Например, подчиненный, которого раскритиковал начальник, впадает в гнев и чувствует себя уязвленным. Импульсивная реакция может привести к неприятностям, когда этот человек после работы сядет за руль. Третья разновидность детских режимов — режим «Счастливый Ребенок». Этот режим считается здоровым: человек полон любопытства, ему весело, он получает удовольствие от игр и других занятий.

Если вам знакомы один или несколько описанных режимов, вам, возможно, стоит придумать для них собственные названия — например, «Крошка Лиза» (режим «Уязвимый Ребенок») или «Поганец Том» (режим «Рассерженный Ребенок»).

Все мы временами грустим или впадаем в ярость. Что это — детский режим или «нормальные» эмоции?

Разумеется, вам хорошо знакомы чувства, обычно испытываемые в детском режиме. Существенное различие между «нормальными» эмоциями и детскими режимами заключается в том, что последние активируются самыми незначительными событиями, а интенсивность отрицательных эмоций явно не соответствует вызвавшим их причинам. Более того, в детском режиме трудно контролировать эмоции и соответствующее поведение.

Больше интересных материалов — в наших соцсетях: