Как побороть стыд и принять себя: отрывок из книги «Быть, а не стыдиться»

Психолог и автор бестселлеров рассказывает, как токсичное чувство разрушает нашу личность и почему его стоит принять, а не подавлять. Представляем новинку от издательства «Альпина Паблишер» и делимся отрывком.
Редакция АЙДОЛА
Редакция АЙДОЛА
Как побороть стыд и принять себя: отрывок из книги «Быть, а не стыдиться»
АЙДОЛ

Почему стоит прочитать книгу «Быть, а не стыдиться»

Стыд — это эмоция-хамелеон, которая умеет маскироваться под другие чувства и незаметно управлять нашими решениями. Клинический психолог Татьяна Фишер в книге «Быть, а не стыдиться» разбирает механизмы этого сложного переживания и объясняет, почему именно стыд часто становится корнем психологических проблем.

Автор показывает, что стыд кардинально отличается от других эмоций своей непредсказуемостью. Если гнев, страх или печаль имеют четкие триггеры, то стыд может накрыть волной в любой момент — независимо от реальной ситуации. Для одних людей это легкий дискомфорт, для других — настоящая катастрофа, которая буквально разрушает ощущение собственной ценности.

Фишер предлагает радикально изменить отношение к стыду. Вместо того чтобы подавлять и избегать это чувство, она советует использовать его как навигатор для поиска тех частей личности, которые нуждаются в принятии. Психолог дает практические инструменты для работы с токсичными установками и помогает выстроить здоровые границы с собственными переживаниями.

Обложка книги «Быть, а не стыдиться»
Издательство «Альпина Паблишер»

Отрывок из книги «Быть, а не стыдиться» Татьяны Фишер от издательства «Альпина Паблишер»

Внутренний ребенок и Внутренний критик

Исследуя феномен стыда, обратимся к одной из самых популярных теорий — теории субличностей. Если вы знаете понятия «внутренний ребенок» и «внутренний критик» и оперируете ими, можете пропустить следующие три абзаца; если нет — я сейчас вам все объясню.

В теории субличностей психический мир человека разделяют на субличности. Для чего это нужно? Дело в том, что, с одной стороны, психика — это, безусловно, единая система, но с другой — как любая система, она состоит из разных частей, противонаправленных импульсов, отличных механизмов, выполняющих разные функции. Например, мозг — это единая система. Но для удобства, в соответствии с функционалом, мы делим мозг на правое и левое полушария (что в принципе неверно, так как нет критически четкого разделения функций мозга по полушариям); кроме того, мы делим кору головного мозга на зоны (хотя по факту они все взаимосвязаны и во многом способны друг друга компенсировать).

Так же и в психологии: когда разную психическую энергию (к примеру, одновременно и стыд, и злость на себя) распределяют по разным субличностям, разным фигурам — это совсем не значит, что существует четкий «водораздел», или правило, в котором прописаны застывшие характеристики каждой из частей. Мы делим их скорее для удобства, чтобы лучше представлять происходящие внутри столкновения.

Скорее всего, вы уже слышали о таких понятиях, как «внутренний ребенок», «внутренний критик», «внутренний взрослый», и других похожих терминах, предлагаемых разными психологическими школами. Но даже если не слышали, не беда. И, кстати, не беда, если на сегодня для вас этот способ соприкосновения со своим психическим миром окажется непонятным и сложным. Прочитайте следующие абзацы как получится — мы будем рассматривать тему стыда с разных сторон и в разных концепциях, и дальше, возможно, вы найдете более подходящие для себя инструменты исследования. Попробуйте прямо сейчас вспомнить какое-то постыдное событие из своей жизни... Дайте себе пару минут, чтобы в него погрузиться...

Заметьте, какие процессы происходят внутри вас при этом воспоминании... К примеру, тело наполняется стыдом, голова вжимается в плечи и параллельно вы как будто слышите (или действительно слышите, если в этот момент разговариваете с собой): «Ну как так-то! Ну как ты мог(ла)! Где были твои глаза? Чем ты вообще думал(а)?»

Получается, при соприкосновении с воспоминанием в вашем теле появляется стыд, а в голове — критикующий голос (а может, просто молчаливый укор). Когда человек находится в таком двойственном состоянии, при столкновении переживаний (стыда и злости на себя, недовольства собой, ужаса от себя, непринятия себя таким), в нем выделяют две субличности — тот, кому стыдно, и тот, кто стыдит. Для наглядности приведу несколько описаний переживания стыда, которые по моей просьбе прислали подписчики в соцсетях:

«Критика уходит внутрь, много ярости и слез одновременно, еще страх наказания. Больше ярости: почему я всегда такая несобранная... И дальше по списку, почему я всегда такая не такая... Стыд за то, что не соответствую собственным представлениям. Моя мама учительница, и я должна быть ей под стать — безупречной, чтобы ей не было стыдно за меня перед людьми. Ругающий мамин голос, и детская ярость из-за того, что снова не смогла избежать наказания, и паника, боль, обида. Телесно: раздуваюсь и сжимаюсь одновременно, краснею и не могу дышать. Сразу мысли о том, как срочно все исправить. Мозг начинает выдавать решения, я становлюсь жутко эффективной. Делаю то, на что не решилась бы в нормальном состоянии».

«Возможно, в разных ситуациях он (критикующий голос) говорит немного по-разному. В последний запомнившийся раз он говорил: "Ну ты, блин, вообще!!! Капец!!!" Я ругала саму себя. И визуально дорисовывала в голове людей, которые укоризненно на меня смотрели. В этот момент я больше была той, кого ругают. Телесно мне хотелось утечь, исчезнуть, превратиться в пыль и осесть на пол. Мое лицо покраснело, меня бросило в жар, дыхание стало затрудненным, и только навыки последних лет напомнили, что надо дышать. Это не сильно помогло, и тогда я отжалась несколько раз. Как будто мне надо было вернуться в тело».

«У меня нет внутреннего голоса критика. Но есть ощущение тотального обрушения мира. Помню, я описывала это так: я будто сама потеряла свои границы и очертания и распалась на атомы. Для меня такой стыд — на грани выносимости. Сердце может колотиться, места себе не найти, и одновременно хочется замереть, стереть все, что было сделано до, как катализатор для включения этого состояния, переписать историю назад — много таких мыслей... И еще: мне в этот момент кажется, что все смотрят на меня. То есть я идентифицирую себя с тем, кого стыдят (не я сама тиран: он где-то снаружи). По ощущениям — "горячее состояние", понимаю очень выражение "сгореть от стыда". Если есть конкретный пострадавший, то у меня еще автоматом в голове всплывает куча причин-оправданий: что можно сказать и как себя выгородить. Они пулеметом могут вылететь, а если придержать, то потом встречаюсь с правдой — да, мой промах, и я в этот момент будто умираю».

Уф. Даже от описаний чужих внутренних процессов становится тяжко и одновременно понятно, насколько стыд могуществен и наполнен энергией.

Итак, если при воспоминании ваше тело сжимается от стыда, а в голове звучит критикующий, разочарованный, возмущенный голос (а может, вы чувствуете, словно вас ругает кто-то со стороны, или скорее кто-то просто с укором молчит, но его взгляд красноречивее слов), выделите в себе, в соответствии с этими процессами, стыдящегося, сжимающегося Внутреннего ребенка и стыдящего, нападающего Внутреннего критика.

Возьмите паузу и попытайтесь представить, какие они, эти конфликтующие двое, в момент переживания стыда? Как выглядят? Если у вас есть возможность зарисовать эти фантазийные образы на листке бумаги — будет отлично...

Получилось?

Я сейчас пофантазирую о какой-то среднестатистической картинке критикующей и стыдящейся субличностей, которая может сильно отличаться от ваших представлений. Мне хочется привести пример исключительно для того, чтобы на его основе было проще объяснить вам некоторые несоответствия того, как мы обычно воображаем эту сцену.

Стыдящийся Внутренний ребенок. Девочка лет семи, в голубеньком платьице. Очень старается быть хорошей, боится нападений стыдящего Критика, часто чувствует себя недостаточной и виноватой.

Стыдящий Внутренний критик. Женщина за 50 в сером костюме, волосы убраны в пучок, лицо строгое. Она ежеминутно старается указать девочке, как лучше, но та постоянно ошибается, позорится и ленится. У этой Мегеры, назову ее так, много раздражения, разочарования, отвращения по отношению к девочке.

Вот распространенный образ внутреннего конфликта. Есть большой, нападающий, злой Внутренний критик. И есть маленький, слабый, ранимый Внутренний ребенок.

Трактуем мы эту картинку, как правило, очень просто: внутри есть милый, бессильный ребенок, на которого постоянно орет злой, сильный взрослый.

Задание

Когда вы наблюдаете со стороны за конфликтом разных частей своей личности, которые мы для удобства очеловечили, — какие чувства возникают у вас-наблюдателя по отношению к каждому из персонажей и какие чувства — когда вы смотрите на их взаимодействие в целом? Что бы вы-наблюдатель сказали каждому из них?

Больше интересных материалов — в наших соцсетях: