Недавно вышедшая книга-альбом Елены Орловой «Дизайн и космос. Как технологии становятся искусством» рассказывает о предметах дизайна космической эпохи из разных стран мира, которые сейчас являются частью коллекции автора. Эти предметы в свое время получили множество наград, среди которых Best Design Awards, и уже стали частью культурного наследия, экспонируясь в ведущих мировых музеях современного искусства и дизайна, таких, как МоМА в Нью-Йорке, V&A в Лондоне, Triennale в Милане и др. В России все эти предметы вместе можно увидеть только на выставках коллекции, которые проводит Елена Орлова и Фонд «Наука. Искусство. Технологии», а также на страницах книги.
Дизайн и космос: как Япония переосмыслила эстетику Space Age


Особое место среди предметов бытовой электроники космической эпохи принадлежит Японии — стране, которая в 1960–1970-е годы сама задавала новые тренды на мировом рынке теле-радиоэлектроники, сделав ставку на синтез функциональности, футуристических форм и продуманного маркетинга
Мы подготовили подборку ключевых предметов, созданных в Японии и ставших всемирно известными символами эпохи Space Age.
Телевизор Panasonic Orbitel (TR-005)

Panasonic Orbitel — один из самых наглядных примеров «японского» Space Age. Его форма действительно похожа на летающую тарелку: округлый корпус, «усики»-антенны и «глаз» экрана сделали телевизор мгновенно узнаваемым и идеальным символом космической моды начала 1970-х. У него даже было второе название ТВ-НЛО, а выглядел он так, будто только что спустился с другой планеты. Рекламная кампания с заголовком «Attention, Earth People!» подчеркивала игровую подачу продукта и стремление Panasonic «опережать время». Компактность и мобильность телевизора (малый вес, вращающийся корпус) плюс необычный дизайн — всё это делало его и декоративным, и практичным.
Модель представлена в коллекциях Science Museum Group (Великобритания) и Музея международного аэропорта Сан-Франциско (США). Фотография этого телевизора вместе с футуристическими наушниками Panasonic RF-60 помещена на обложку книги «Дизайн и космос. Как технологии становятся искусством» как символ духа Space Age.
Телевизор JVC Videosphere

JVC Videosphere — круглый, словно шлем космонавта, телевизор, представленный в 1970 году, один из тех объектов, что сразу стали культовыми предметами эпохи. Его форма напоминает шлем астронавта. Модель производилась в нескольких цветах — белом, черном и красном, что соответствовало эстетике 1970-х годов. Хотя изображение телевизора оставалось еще черно-белым, его функциональность была впечатляющей. Встроенный динамик с регулировкой громкости позволял обходиться без внешних колонок, а аккумулятор можно было перезаряжать, что делало устройство идеальным спутником для кемпингов и путешествий.
Этот телевизор стал настоящей легендой, оставив свой след не только в музейных коллекциях (он представлен в музее V&A (Лондон), MoMA (Нью-Йорк), Музее Виктории (Мельбурн) и других), но и в кинематографе. Его можно увидеть в таких фильмах, как «Матрица», «Планета обезьян» и «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»
Но Videosphere – не единственное чудо от JVC. В 1978 году компания выпустила еще одну футуристическую модель — JVC 3100R Video Capsule.
JVC Video Capsule (3100R)

В сложенном состоянии эта компактная «пирамида» представляла из себя радио и часы, а при открытии верхней крышки она превращалась в телевизор с 7-дюймовым экраном. Подобно своему старшему брату Videosphere, модель 3100R связана с искусством. В 2017 году этот телевизор появился в клипе на песню «New Thing» Ли Ранальдо: JVC Video Capsule стал проводником главного героя в виртуальный мир. Это яркий пример того, как футуристический дизайн может оставаться актуальным символом прогресса даже спустя десятилетия.

Этот многофункциональный телевизор-трансформер производился в конце 1970-х и давно стал коллекционным предметом как образец «космического» дизайна.
Panasonic TR-1030P

Гонка за уменьшением размеров — отдельная тема японского футуризма в промышленном дизайне. TR-1030P — один из знаковых примеров тренда на миниатюризацию. Этот ультракомпактный телевизор с экраном диагональю всего 35 мм вошел в историю как обладатель самого маленького кинескопа в мире. Вес модели всего 357 грамм. Аппараты серии поставлялись с ремешками для переноски на запястье, их можно было брать в метро или автобус — и это действительно предвосхитило будущую эпоху миниатюрной персональной элетроники.
Sharp 3LS36(P) Countertop Color TV

Это единственный телевизор светло-розового цвета, что даже для яркой и «космической» палитры 1970-х было необычным решением. Его дизайн стал еще одним шагом в развитии эстетики эпохи Space Age, когда бытовая электроника превращалась в объект самовыра-жения владельца. Он был разработан с акцентом на компактность, доступность и функциональную красоту. Время его создания было переходным для домашних электронных устройств — цветное телевидение становилось повсеместным, и люди хотели интегрировать эту новинку в свои дома, не заполняя их громоздкими аппаратами.
Радиоприёмник Panasonic Toot a Loop (R-72)

В начале 70-х годов ХХ века компания Panasonic выпустила новинку — это был компактный радиоприемник Toot a Loop R-72. Спроектированный в 1969-м и выпущенный в начале 70-х, он выполнен в форме объемной петли, которую можно было надеть на запястье, подвесить на рюкзак или сумку, а при желании — сложить в букву «S» и поставить на горизонтальную поверхность. Модель выпускалась в жизнерадостных желтом, красном, синем и белом цветах (для Австралии и Новой Зеландии — в оранжевом и лаймовом), а рекламный девиз «Hear it — wear it!» — «Слушай и носи!» — подчеркивал превращение радио в модный аксессуар. Toot a Loop стал символом того, как японский дизайн 70-х умело соединял функциональность с игривой эстетикой — устройство не только звучало, но и говорило о вкусе владельца.
Радио Panapet (R-70)

Радио Panapet, выпущенное Panasonic к Expo-1970 в Осаке, стало, пожалуй, самым явным воплощением космической фантазии в форме радиоприемника. Сферический корпус напоминал мини-капсулу, диско-шар или инопланетный корабль. Рекламный слоган «Don’t listen to squares!» — «Не слушай квадраты!» — прямо говорил: «Квадратный мир остается в прошлом, эпоха Space Age создает новые горизонты, линии и формы». Выпускалось устройство в нескольких цветах — от ярко-красного и жёлтого до перламутрового и цвета авокадо. Panapet идеально передавал игривый дух поп-музыки начала 1970-х годов. Из-за своей яркости, сферического дизайна и стиля космической эры, он сразу стал хитом среди молодежи. Радио Panapet представлено в Музее дизайна в Брюсселе и в Художественном музее Индианаполиса.
Радио Panasonic R-63 «The Music Mug»

В этот же период вместе с шаром на прилавках магазинов появляется приемник в форме кружки — R-63 The Music Mug (Музыкальная кружка) от Panasonic. Устройство изготавливалось в белом, желтом и лавандовом цветах и пользовалось спросом. Раскрывающееся в фоторамку радио стало неотъемлемым атрибутом трендсеттеров того времени и украсило интерьеры квартир. Особую популярность The Music Mug приобрела в США, сервисные пункты этой продукции существовали также в Канаде, на Гавайях и в Пуэрто-Рико.
В этой подборке мы собрали предметы бытовой электроники эпохи Space Age от японских производителей. Это символы своего времени, которые показывают, как использование современных технологий и футуристических форм меняет дизайн. В Азии, и прежде всего в Японии, этот процесс был особенным: миниатюризация, предметы — трансформеры, смелая цветовая палитра и продуманный маркетинг превратили телевизоры, радиоприемники и даже чайники в культурные символы эпохи. Их футуристические образы продолжают вдохновлять и сегодня, доказывая, что подлинное искусство дизайна способно оставаться вне времени.