Детство Рю Накаямы пришлось на нулевые, когда по телевизору крутили аниме в стиле бисёдзё — их легко отличить по привлекательным женским персонажам с большими кукольными глазами. Накаяме такая тенденция не нравилась. Парень очень хотел рисовать и видел свою карьеру в сфере иллюстрации и дизайна, поэтому поступил на бакалавриат по графическому дизайну в один из токийских университетов. Студенческие друзья открыли Накаяме мир анимации, и, вдохновившись работами Хиронори Танаки (позже они вместе будут работать над «Человеком-бензопилой»), Рю рискнул и сменил вектор карьеры. Как оказалось, не зря.
Новая волна аниме-режиссёров: как молодые авторы меняют индустрию


1. Рю Накаяма

Рю Накаяма устроился в Gainax, где за четыре месяца изучил основы анимации. Позже он рассказывал, что эти четыре месяца стали важнейшей частью его карьеры. Цифровому рисунку и режиссуре Рю научился в студии Tatsunoko Production, где познакомился с Тацуей Ёсихарой («Чёрный клевер», «Повседневная жизнь с девушкой-монстром»), Синго Ямаситой («Магическая битва», «Сумеречные крылья») и Рётимо («Ночная страна»). В это время Кэйсукэ Сэсимо, продюсер «Юри на льду» и «Магической битвы», подтолкнул Накаяму к работе над 19-м эпизодом первого сезона аниме «Магическая битва». Справился Накаяма настолько хорошо, что его заметил генеральный директор MAPPA.
Из-за необычности манги студия MAPPA решила привлечь к работе над «Человеком-бензопилой» молодого начинающего режиссёра. Нестандартный герой, быстрый темп повествования манги делали её очень сложной для адаптации. Но Накаяма справился, оправдав ожидания фанатов от экранизации.
Вообще Накияма — фанат экшн-сцен, но ценит и реализм, даже кинематографичность в духе Дэвида Финчера и Кристофера Нолана. Например, в аниме «Человек-бензопила» режиссёр часто использовал дальние планы, позволяющие показать объект съёмки на расстоянии. Большое внимание Накияма уделял сэйю, которые с помощью приёмов озвучивания делали голос более естественным. Режиссёр старался не использовать эмоции, которые не мог бы повторить человек в реальной жизни. Реалистичность, как и наличие в аниме компьютерной графики вместо привычного 2D, понравилась не всем, однако Накаяма объяснил это попыткой наиболее полно передать каждую сцену, подбирая к ней лучший способ анимации. Да, таким образом Накияма отошёл от оригинала, показав авторское видение. Но, что интересно, автор манги «Человек-бензопила» Тацуки Фудзимото остался очень доволен сериалом.
В январе 2024 года Накаяма ушёл из MAPPA и основал собственную студию Andraft, философия которой — браться за необычные проекты в разных жанрах без предвзятости.
- Фанфакт: в 2025 году Накаяма попробовал себя в роли продюсера игр, став режиссёром хоррор-игры The Inn в Roblox.
2. Фуга Ямасиро

Фуга Ямасиро мечтал стать режиссёром с детства. Его кумиром был Масааки Юаса, основатель студии Science Saru и создатель культового мультфильма «Время приключений». Ямасиро не умеет рисовать, поэтому использует в работе над аниме уникальный метод. Ещё в юности будущий режиссёр создал специальный словарь, куда отобрал лучшие сцены из фильмов, а теперь этот словарь Ямасиро показывает своей команде в Science Saru, объясняя задачи на конкретных примерах.
Будучи большим поклонником кино, Фуга Ямасиро создаёт свои работы в кинематографическом стиле, применяя съёмку с отслеживанием, эффекты телеобъектива и широкоугольной камеры, а также регулируя глубину резкости. Новаторство в подходе Ямасиро заключается в использовании эффекта dolly zoom, при котором фигура в кадре не меняется, а фон двигается вперёд или назад, акцентируя внимание на объекте. Кинематографические приёмы компенсируются мультипликационным стилем рисовки, что не даёт аниме выглядеть излишне реалистичным. Ещё одна отличительная черта стиля Фуги — быстрый темп анимации, ради которого сэйю озвучивают получившееся аниме в 1,25 раза быстрее, чем другие проекты.
В 2024 году Ямасиро дебютировал в качестве режиссёра проекта «Дандадан». Одноимённая манга поразила режиссёра сочетанием комедии, экшена и драмы, которое бросает вызов традиционной жанровой категоризации. Ямасиро стремился сохранить это уникальное сочетание — контраст между динамичными сценами и повседневными моментами. На стыке противоположностей, ностальгии и современности, энергии и спокойствия, тепла и холода, получилась уникальное аниме, не имеющее аналогов. «Каждому персонажу была назначена определённая цветовая палитра, чтобы визуально подчеркнуть эти изменения, гарантируя динамичность и увлекательность анимации», — поделился режиссёр в одном из интервью. С помощью визуального стиля Ямасиро проводит черту между настроением сцен: например, в комичных моментах дизайн персонажей упрощается, а анимация становится более размытой.
- Фанфакт: аниме долгое время входило в число лучших релизов Netflix и даже заняло второе место в топ-10 неанглоязычных сериалов на платформе. Компания Science Saru называла «Дандадан» флагманским контентом, отметив мировую популярность проекта.
3. Киётака Осияма

Отец Киётаки Осиямы любил рисовать, а дядя был художником. В детстве Осияма очень много рисовал и даже состоял в школьном художественном клубе. После школы Киётака начал свой путь в роли аниматора и вскоре стал известен как художник-постановщик. Его называют универсальным аниматором, способным справиться с любым видом рисунка. По словам самого Осиямы, большое влияние на его творчество оказал Хаяо Миядзаки, они дважды работали вместе. В 2016 году Киётака дебютировал как режиссёр с работой «Хлопушки-колотушки», получившей высокие оценки, а через год Осияма основал собственную студию Studio Durian. Большую часть работы над аниме Киётака выполняет сам, поскольку не любит работать с большим количеством людей. В режиссуре Осияма предпочитает минимализм и плавные движения, ставя перед собой основную цель — отразить с помощью аниме особенности персонажа.
Над аниме «Оглянись» Киётака Осияма работал в качестве главного режиссёра, сценариста, дизайнера персонажей и режиссёра анимации. По словам режиссёра, при создании проекта он использовал технику дженга: «Эта техника позволяла аниматору создавать ключевые иллюстрации непосредственно на экране по мере их создания. Когда он рисовал ключевые анимации, его эмоции, связанные с этой сценой, буквально передавались на экран». Интересно, что одна из сцен аниме, полюбившихся зрителям, была сделана ненамеренно: из-за жёстких сроков команде Киётаки не хватило времени, поэтому ближе к концу фильма появилась 4-минутная сцена, полностью состоящая из статичных кадров. В кино такой приём используется довольно редко.
- Фанфакт: в феврале 2025 года за аниме «Оглянись» Киётака получил специальную премию Fujimoto Awards от Ассоциацией культуры кино и театра Японии. В марте тайтл выиграл гран-при на 3-м Ниигатском международном фестивале анимации.